В жизни всех родителей наступает ответственный момент, когда ребенка необходимо отдавать в школу, но более всего их беспокоит вопрос, об обеспечении правильной образовательной обстановки, где ребенку будет комфортно проходить обучение и развиваться. Однако, как ребенку будет комфортно, когда в классе более 30 учащихся и преподаватель не в силах добиться от каждого внимания и довести нужную информацию? Кроме этого, встречаются ситуации, когда в школу не принимают детей, по причине переполненности класса или наоборот, принимают большое количество обучающихся, так как заработная плата зависит от количества учеников. Этот вопрос беспокоит многих родителей, и тогда на помощь приходит нормативно-правовые постановления, в которых указаны требования образовательного процесса.
Какая нормативно-правовая составляющая данного вопроса?
Что указано в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Основным нормативно правовым документом в данной сфере является Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в котором указывается, что всем обучающимся гарантируется бесплатное и общедоступное образование на все уровнях, в соответствии с государственными федеральными стандартами. Более того, создаются условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые позволяют без дискриминации получать образование и развиваться.
Какая максимальная наполняемость классов в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»?
Следующим не менее важным актом, на который стоит обратить внимание является Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Приказ указывает на порядок организации и осуществление образовательного процесса, а именно рассматривает формы получения образования, сроки, условия реализации, содержание образовательных программ. Следует отметить, в акте также указана наполняемость класса, а именно не более 25 учащихся, если в случае компенсирующего образования, то не более 15.
1.3 Каким должно быть количество обучающихся в классе, прописанное в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189?
Далее следует обратиться к Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы). В соответствии с поставленным вопросом необходимо обратить внимание на часть 10, пункт 10.1 о том, что количество обучающихся в классе зависит от площади, мебельной расстановки и расстояния от светонесущей стены и требований к освещению. Так, это постановление позволяет администрации школы самостоятельно определять количество учащихся, но не лишает возможности административного нарушения.
Здесь же необходимо отметить, что существуют сельские школы, в которых позволено формировать классы- комплекты, в соответствии с возрастом и возможностями детей, наполняемость которых при объединении 1 + 3 классов, учащихся должно быть не более 10 человек, а 3+4 классы – не более 15.
Класс, объединяемые в класс-комплект | Количество обучаеющихся в классе-комплекте |
1+3 | 8-10 |
1+2 | 8-10 |
1+4 | 8-10 |
2+3 | 10-12 |
2+4 | 10-15 |
3+4 | 10-15 |
Как было сказано ранее о том, что количество наполняемости зависит от площади, то в соответствии с СанПин следует выделить – не менее 2,5 м² на обучающегося при групповых занятиях.
Какое должно быть количество обучающихся в условиях инклюзии и обучения в пролонгированные сроки?
В последние годы ученые, профессоры, ведущие специалисты в области педагогики и психологии уделяют внимание проблемам инклюзивного образования, а именно тому, как организовать и осуществить образовательный процесс более доступно для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом всех индивидуальных психологических, физиологических и умственных особенностей. Так создаются индивидуальные, адаптированные программы, позволяющие включать таких детей в образовательную среду, с помощью различных технических средств и инновационных проектов. Существуют инклюзивные классы, в которых включены не более 2х детей с нозологиями, а есть классы с обучением в пролонгированные сроки, то есть отличающиеся от общей школьной программы, также классы со специальными адаптированными образовательными программами, которые создаются в зависимости от нозологии.
Наполняемость класса с обучением в пролонгированные сроки:
- глухие обучающиеся – максимум 9 человек;
- слабослышащие и позднооглохшие – до 8 человек;
- слепые до 9 человек;
- слабовидящие, обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра – не более 12 человек;
- обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата – не более 5.
В условиях инклюзии количество человек колеблется:
- глухие, слепые, обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра – при двух учащихся с нозологиями в классе не более 15 человек, а при одном ученике не более 20 человек;
- слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие – при 2х учениках с ОВЗ не более 20 учащихся, при одном не более 20.
- обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи при количестве 25 учеников – не более 5 с нозологией, и аналогично с детьми с задержкой психологического развития.
Кроме этого, следует выделить группы со специальными адаптированными программами:
- Глухие, слабослышащие, позднооглохшие и обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата до 5 человек в группе, слабовидящие до 9, а слепые до 7 человек.
- По специальным программам для детей с умственной отсталостью в сопровождении с дополнительной нозологией, наполняемость до 5 человек.
Таким образом, мы видим, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, классы с обучающимися делят на несколько видов, таких как сельские, инклюзивные/компенсирующие и обычные. Нормативы наполняемости зависят от данных видов, и учеников, которые проходят обучение по специальным программам.
Хорошая,а самое главное полезная статья. Эту статью надо показать директорам школ, нашего города, где в классе учатся
по 33ребенка,а в некоторых школах наоборот, не добор, по 15 учеников. Вот, нельзя что-ли отказать или открыть ещё одинкласс. Куда можно обратиться по этому вопросу?