Сколько людей в мире, столько и мнений относительно условий жизни и воспитания детей. Никаких стандартов и общепринятых норм в таком случае нет. У кого-то в прохладное время года ребёнок ходит тепло одетым и при этом довольно часто болеет, а другой ребёнок может быть одетым не по сезону, дома вообще ходить босиком и при этом иметь крепкий иммунитет. Кто-то боится сквозняков, а кто-то наоборот старается регулярно проветривать помещение.
Итак, как же все-таки обстоят аналогичные дела в детских садах? Существуют ли определенные стандарты или нормативы, направленные на здоровое воспитание и развитие детей?
Статистика показывает, что дети, которые ходят в детский сад, обладают слабым иммунитетом и часто болеют различными недугами. Однако, в нашем государстве существует санитарно-эпидемиологическая организация или сокращенно СанПиН, которая создает и контролирует все нормативы относительно температурного режима, влажности воздуха и других норм.
Таким образом, 15 мая 2013 года главным государственным врачом было установлено постановление о нормативах правильного содержания помещений и приемлемых температурных условий для детей в детских и учебных заведениях. Полный список требований санитарных правил включён в довольно объемный официальный документ, которого должны придерживаться все детские учреждения. В случае несоответствия нормам, на организацию накладываются штрафные санкции и дальнейшие разбирательства под контролем законодательства Российской Федерации.
Скачать 2.4.1.3049-13 с изменениями/ Doc файл 101 кб
Целью создания санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, является правильное воспитание и развитие здорового поколения.
Итак, санитарно-эпидемиологические правила в детских садах устанавливаются на:
Условия размещения дошкольных образовательных организаций:
- Содержание территории и наличие необходимого оборудования;
- Содержание и оборудование посещений;
- Правильное оформление естественного и искусственного освещения помещений;
- Отопление;
- Вентиляцию;
- Водоснабжение;
- Канализацию;
- Организацию и режим питания;
- Хранение продуктов и приготовление еды детям;
- Соблюдение личной гигиены персонала;
- Процесс приёма детей дошкольного возраста в образовательные учреждения;
- Развитие физического воспитания детей;
- Организацию режима дня.
На смотря на весь список норм и требований санитарной службы в законодательном документе, обязательных для выполнения, существуют также списки рекомендаций, относительно созданию благоприятных и приемлемых условий содержания и воспитания младшего поколения детей.
Следует отметить, что в детский сад принимаются дети разного возраста, начиная от двух месяцев и старше. Главное контролировать режим активности, площадь помещения и нормы дневного сна с учётом возрастной группы детей. Так, к примеру, для одного ребёнка возрастом до трёх лет, должно быть отведено 2,5 квадратных метра в помещении. А для детей постарше, от трех до семи лет, требуется уже 2 квадратных метра.
Кроме того, необходимо обратить внимание на количество детей в группе, и согласно полученной информации, регулировать и корректировать поведение каждого ребёнка индивидуально.
Количество и соотношение возрастных групп в детском саду компенсирующего вида, где осуществляется коррекция недостатков физического или психического состояния детей определяется с учётом возможностей воспитанников.
Количество детей в группах компенсирующего направления до 3 лет и старше 3 лет, не должно превышать определенные показатели для эффективного результата работы.
Максимальные показатели численности в группах детей в зависимости от индивидуальных особенностей:
- 6 и 10 человек для детей, имеющих нарушения речи в тяжёлой форме;
- 12 человек для детей, у которых фонетико-фонематические нарушения речи;
- 6 человек для глухих детей в обеих возрастных группах;
- 6 и 8 человек для слабослышащих детей;
- 6 и 10 человек для слабовидящих детей, включая косоглазие и амблиопию;
- 6 и 8 человек для детей, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата;
- 6 и 10 человек для детей с задержкой психического развития;
- 6 и 10 человек для воспитанников с умственной отсталостью лёгкой степени;
- 8 человек для детей старше трёх лет с умственной отсталостью средней и тяжёлой формы;
- 5 человек для детей с аутизмом в возрасте трех лет;
- 5 человек для обоих возрастных групп, которые страдают по причине сложных дефектов в виде двух или более недостатков в физическом и психическом развитии.
Не менее важным вопросом является тема о нормах температурного режима в детских учебных заведениях.
Описание температурных режимов в СанПиН:
- Категорически запрещается применение переносных обогревательных приборов и обогревателей с инфракрасным изучением.
- Необходимо качественно оградить нагреваемые поверхности от детей безопасными материалами.
- Требуется регулярно поддерживать уровень влажности воздуха в помещениях. Нормой считается от 40 до 50 процентов.
- Каждые полтора часа необходимо сквозное проветривание помещения на протяжении как минимум десяти минут, а в случае хорошей и тёплый погоды, время проветривания увеличивается. Это проводится в момент отсутствия детей поблизости.
- Запрещено выполнять сквозное проветривание через туалетную комнату.
Что касается температурного режима в каждой отдельной комнате детского сада, то в Приложении No3 к СанПиНу 2.4.1.3049-13 прописаны все основные показатели.
Показатели нормальной температуры в каждой отдельной комнате на 2020 год:
Температурные нормы в помещениях ДОУ | |
В приёмных, игровых ясельных помещениях | 22-24°C |
В приёмных, игровых младшей, средней, старшей возрастной группы | 21-23°C |
В спальнях всех групп | 18-20°C |
В туалетных комнатах ясельных групп | 22-24°C |
В туалетных комнатах младшей, средней и старшей групп | 19-20°C |
В помещении с ванной или бассейном для всех возрастных групп | от 29°C |
В раздевалке с душевой бассейна | 25-26°C |
В актовых залах, предназначенных для занятий музыкой или гимнастикой | 18-20°C |
На верандах для прогулок | 12°C |
В медицинских пунктах | 22-24°C |
В отапливаемых переходах | от 15 °C |
Контролировать надлежащий температурный режим в детских садах необходимо с помощью простого бытового термометра.
Говоря о температуре помещений для детей, невозможно не затронуть тему и о погодных условиях во время прогулок. СанПиН сообщает о необходимости регулярных прогулок детей на свежем воздухе 3-4 раза в день. Время нахождения детей на свежем воздухе устанавливается непосредственно внутри детского учреждения и в зависимости от погоды и температуры на улице. В случае понижения показателей на термометре ниже минус 15 градусов по Цельсию и при наличии ветра со скоростью 7 метров в секунду, время прогулок должно быть сокращено. К тому же, вполне достаточно гулять с детьми на улице два раза в день: перед сном в обед и перед тем, как детей забирают из детского сада домой.
Довольно часто воспитатели не соблюдают установленных санитарно-эпидемиологической организацией норм. Однако, по какой причине этим нормы не соблюдаются? Здесь может быть несколько вариантов-ответов:
- Многие воспитатели не знают или не понимают всю важность проветривания помещения. В их понимании открывать окна и форточки и делать сквозное проветривание крайне опасно и поэтому предпочитают содержать детей в тепле.
- Часто у детей ослаблен иммунитет и в случае проветривания дети быстро заболевают. В результате обеспокоенные родители завязывают скандал с воспитателем. После этого, желание в очередной раз проветривать помещение быстро пропадает.
- Недостаточное количество оборудования: обогревателей, увлажнителей воздуха и других приспособлений, которые вынуждены приобретать родители за свой счёт.
- Самые безответственные воспитатели намерено устраивают сквозное проветривание, из-за которого многие дети быстро заболевают. Таким образом, в группах становиться меньшее количество детей и работать становится легче. А доказать, кто является виновником в случае, если ребёнок заболел, практически невозможно.
Про температуру особенно понравилось. Серьезно? Это кто-то контролирует? Ладно, на счет еды еще можно поверить. Это все-таки здоровье подрастающего поколения и огромная ответственность каждого, но а вот за температурой в каждой отдельной комнате уж очень сомневаюсь, что прям постоянно следят.
Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.