Самарская, Саратовская и Ульяновская область на Этно диктант 2022

Основные вопросы с ответами указанные по ссылке на Большой этнографический диктант 2022

Большой этнографический диктант

Самарская область

Вопрос 1. Русский медик и библиограф Л.Ф. Змеев отмечал, что этот напиток у крестьянского населения Самарской губернии (XIX век) «редко служил питьем, в основном его потребление ограничивалось щами и т.п. и местное название его было «глазодер». О каком напитке идет речь?

  • Квас
  • Кислое молоко
  • Кумыс
  • Чай
ответ
В пищевой культуре русского народа в качестве напитка большое значение имел и сейчас имеет квас. Его присутствие на крестьянском столе различно оценивалось современниками в XIX веке. Так, Л.Ф. Змеев в своем исследовании «Медико-топографическое описание и статистический очерк народонаселения Бугульминского уезда Самарской губернии» (1883 г.), указывал, что квас редко служил питьем, в основном его потребление ограничивалось щами и т.п., приводя при этом местное название кваса – «глазодер».

Вопрос 2. На протяжении многих веков самарская земля была местом кочевий башкир. Первым достоверным свидетельством о пребывании башкир являются записи известного арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана X века. Сегодня башкиры компактно проживают в Большеглушицком и Большечерниговском районах области. Как называют башкир, проживающих на территории Самарской области?

  • Волжские башкиры
  • Традиционные башкиры
  • Иргизские башкиры
  • Степные башкиры
ответ
Иргизские башкиры — Территория современной Самарской области была знакома башкирам издавна – об этом свидетельствуют как предания самих местных башкир, так и исторические источники. Первым достоверным свидетельством пребывания башкир в Самарском крае являются записи известного арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, являвшегося секретарем посольства багдадского халифа Муктадира в Волжскую Булгарию в 921–922 годах.
Башкиры Самарской и Саратовской областей называются в литературе иргизо-камеликскими – по именам рек Большой Иргиз и Камелик, на берегах которых расположены их сельские поселения. Иргизские башкиры — башкиры Самарской области.

Вопрос 3. Первые корейцы поселились на территории Самарской губернии в начале XX века. В последующие годы корейцы принимали активное участие в строительстве Волжской ГЭС, Волжского автозавода, работали в нефтехимической промышленности. Сегодня в регионе действует корейская национальная организация, проводятся праздники Соллаль и Чхусок, работает коллектив корейских музыкальных инструментов. Как называется традиционный корейский двусторонний барабан в форме песочных часов?

  • Нагара
  • Чангу
  • Параппан
  • Даф
ответ
Чангу — Историческая справка: По данным переписи населения 1920 года на территории Самарской губернии проживало 9 человек корейской национальности. Рост численности корейского населения приходится на конец 50-х годов XX века. В регион корейцы приезжали как молодые специалисты, выпускники советских вузов, были участниками крупнейших строек народного хозяйства. Сегодня в регионе проживает около 2 000 корейцев. С 1991 года действует Самарская региональная общественная организация «Ассоциация корейцев», офис которой находится в Доме дружбы народов Самарской области. В Самаре действует ансамбль корейских традиционных инструментов «Юллё», созданный при корейской организации.

Вопрос 4. Поляки на Самарской земле появились во второй половине 17 века и оказали заметное воздействие на культуру Самары. В частности, Михаил Квятковский – самарский архитектор польского происхождения – стал автором многих проектов и поныне украшающих Самару. Среди них здание ресторана «Аквариум» (ул. Самарская, 95), доходный дом А.Нуйчева (угол Самарской и Рабочей), реконструкция гостиницы «Гранд Отель» (ул. Куйбышева, 111). В каком архитектурном стиле работал Михаил Квятковский?

  • Классицизм
  • Барокко
  • Модерн
  • Конструктивизм
ответ
Модерн — Постройки Квятковского относятся к декоративному модерну, чаще всего обильно украшены лепным декором (цветы, бабочки, скульптура). «Квят» — по-польски «цветок». Именно изображение цветов является элементом фирменного стиля архитектора М.Квятковского.

Вопрос 5. Эта мечеть – памятник истории и культуры, была построена в 1891 году на ул. Казанской (ныне – ул. А. Толстого). В октябре 2022 года эта мечеть была открыта после реконструкции. О какой мечети идет речь?

  • Самарская историческая мечеть
  • Мечеть имени Хусаина
  • Самарская соборная мечеть
  • Мечеть «Булгарское наследие»
ответ
Самарская историческая мечеть — Историческая мечеть города Самары является памятником истории и культуры, а также единственной каменной мечетью из сохранившихся исторических мечетей Самарской губернии. Земельный участок приобрел в 1888 году симбирский фабрикант Тимербулат Акчурин.

Вопрос 6. В традиционной свадебной обрядности мордвы существовал обычай, связанный с пирогами. Их пекла невеста в доме жениха накануне свадьбы. Обычно, их насчитывалось около пяти-девяти, и каждый пирог имел свое название и назначение. Кому преподносили самый большой и важный из пирогов (лукш – у мокши, лувонь кши – у эрзи)?

  • Отцу невесты
  • Крестной матери жениха
  • Первому прохожему
  • Жениху
ответ
Отцу невесты — Свадьба занимала центральное место среди семейных обрядов мордвы. В доме жениха накануне свадьбы пекли пироги. Традиционно их насчитывалось от 5 до 9. Самый большой и важный из пирогов (лукш – у мокши, лувонь кши – у эрзи) преподносили отцу невесты. Второй по важности – входной пирог. Пирог «материнское молоко» предназначался для матери невесты за воспитание дочери.

Вопрос 7. Национальную специфику расселения чувашей в Самарском регионе представляла своеобразная кучевая (беспорядочная) планировка селений, состоявших из родовых гнезд. Как в простонародье называли такую планировку?

  • Аул
  • Захолустье
  • Хутор
  • Курмыши
ответ
Курмыши — Историческая справка: Основными типами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья, являются села и деревни – ял. Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Национальную специфику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая (беспорядочная) планировка селений, состоявших из родовых гнезд «курмышей».

Вопрос 8. У этого тюркского народа, проживающего в Самарской области, традиционное жилище – юрта, национальный инструмент – домбра, национальный женский костюм состоит из платья (койлек) и штанов (дамбал), национальный праздник – «Камал айт» (Встреча весны). О каком народе идет речь?

  • Калмыки
  • Казахи
  • Киргизы
  • Удмурты
ответ
Казахи — Историческая справка: По переписи населения 2010 года в Самарской области проживает 15 602 человек казахской национальности. Современное казахское население области представлено потомками переселенцев 20-х годов XX века, расселившимися преимущественно в южных и восточных районах. Переселялись они из Казахстана как в уже обжитые русскоязычным населением села (Натальино, Калиновка), так и во вновь осваиваемые (Потуловка, Безенчукский район).

Вопрос 9. Самарское знамя представляет собой широкое квадратное шелковое полотнище из трех горизонтальных полос: красной, белой и синей. На одной его стороне, посередине вышит золотом четырехконечный крест с изображением славянских просветителей равноапостольных Кирилла и Мефодия, на другой – образ Божией Матери. В основе современного флага Самарской области – цветовая гамма Самарского знамени. В каком из монастырей нашего края в 1876 году изготовлено полотнище знамени?

  • Самарский женский иверский монастырь
  • Сызранский Вознесенский мужской монастырь
  • Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь
  • Свято-Богородичный Казанский мужской монастырь
ответ
Самарский женский иверский монастырь. Историческая справка: 20 апреля 1877 года в Самаре состоялось освящение знамени, которое впоследствии стало известно как Самарское. Эту святыню самарская делегация передала болгарским ополченцам в знак духовной поддержки славян в их освободительной борьбе с османским игом в 1876-1878 годах. На одной стороне красно-бело-синего полотнища, вышитого монахинями Иверского монастыря, расположился черный крест и изображения славянских просветителей Кирилла и Мефодия, на другой – икона Иверской Божьей Матери. На широкой голубой ленте была помещена вышитая золотом надпись: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.», и ниже: «Слава болгарскому народу. 1876 г.», к древку была прикреплена позолоченная скоба с надписью: «Болгарскому народу г. Самара. 1876 г.», которые символизировали духовное единение с болгарами с самого начала их освободительной борьбы. При утверждении в 1998 году современного флага Самарской области за основу было взято Самарское знамя.

Вопрос 10. Название этого белорусского народного танца по одной версии, связано с названием дикого селезня, по другой – отражает построение танцевальной формы танца в форме креста, переходов крест-накрест. Его исполняют и белорусы Самарской области. О каком белорусском танце идет речь?

белорусский танец Крыжачок

  • Краковяк
  • Гопак
  • Крыжачок
  • Лендлер
ответ
Крыжачок — Историческая справка: Белорусы появились на самарской земле после отмены крепостного права в 1861 году. По данным переписи 1920 года, в Самарской губернии проживало почти 10 тысяч белорусов. Наиболее крупными белорусскими селениями в 20-х годах были поселки им. Калинина Дмитриевского сельсовета Самарского уезда. Значительные группы белорусов жили на переселенческих участках и хуторах Большеглушицкого района. По данным переписи 1989 года, области был отмечен только один населенный пункт с белорусским населением – поселок Атаманский Похвистневского района. По данным переписи населения 2010 года в области проживало 9231 белорусов.

Саратовская область

Вопрос 1. По одной из версий, место основания Саратова воевода Григорий Засекин выбрал неслучайно – неподалеку находились большие запасы камня, которым вплоть до конца XIX века мостили улицы. А откуда брали камень?

  • из развалин средневековой золотоордынской крепости Укек
  • из каменоломен Соколовой горы
  • с Зеленого острова
  • в качестве налога за переправу через Волгу
ответ
из развалин средневековой золотоордынской крепости Укек — Укек неоднократно привлекал внимание местных историков и краеведов, в связи с поисками первоначального места и определением времени основания Саратова. Объяснялось это тем, что в крае были выявлены развалины только двух городов — левобережного Саратова и Укека, о которых были сообщения в наиболее древних письменных источниках.Это предположение высказывает Ф.Ф. Чекалин, один из участников Саратовской ученой архивной комиссии (Саратовский край. Исторические очерки, воспоминания, материалы. – Саратов: Паровая скоропечатня Губернского Правления, 1893.) Малов Н.М. Археологические объекты и историческая топография золотоордынского города Укек // Межрегиональная научно-практическая конференция «Средневековому городу Укеку семь с половиной столетий (середина ХIII-ХХ вв.)» г. Саратов, 22 марта 2002 года

Вопрос 2. Представители этого народа финно-угорской группы уральской языковой семьи в северных уездах Саратовской губернии и в 19 веке составляли значительную часть.Они славились кулинарией. Так, Александр Дюма, побывавший в губернии в 1858 году, нахваливал печеного осетра и позу – хмельной напиток, понравившийся ему куда больше кваса. А кто изготавливал этот напиток?

  • татары
  • чуваши
  • мордва
  • венгры
ответ
мордва — Поза – национальный мордовский слабоалкогольный напиток, который изготавливают путем сбраживания сусла из сахарной свеклы. Александр Дюма упоминает этническую кухню народов Поволжья в своих «Путевых впечатлениях о поездке по России».

Вопрос 3. В «Саратовских ведомостях» в 1859 г. был помещён рассказ бурлака, посетившего Утёс Степана Разина и нашедшего там «отверстие, в роде погреба, с дверью», отворив которую он увидел подземелье, где находилось множество сокровищ, а «посреди комнаты стоял гроб, окованный тремя железными обручами». Чья это была гробница?

  • Степан Разин
  • Иван Грозный
  • Марина Мнишек
  • Царевич Дмитрий
ответ
Марина Мнишек — Примечание: Взято из «Пролеткин И. Мифы и легенды Утеса Степана Разина

Вопрос 4. Для продвижения этого изделия на всероссийский рынок, на одной из ярмарок Торговый дом братьев Рейнеке в конце XIX века представил его гигантский образец, весом в 40 пудов и высотой в сажень, т.е. более 2 метров. Желающие могли пройтись по корочке изделия, которое проминалось, но очень быстро восстанавливало форму. А что за изделие рекламировали саратовские предприниматели?

  • Суворовское печенье
  • Пирожное «Волга»
  • Саратовский калач
  • Назук
ответ
Саратовский калач — Известные саратовские мукомолы Иван и Кондратий Рейнеке делали продукцию, отличавшуюся самым высоким качеством. Калач был представлен на XIX Всероссийской промышленной и художественной выставке в1896 году. Калач, испеченный из особой муки – белотурки, поразил воображение гостей выставки. (ХIX Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 г.в Н.Новгороде. Очерки истории.Н.Новгород,1996). А в 1897 году в Стокгольме мучные изделия фирмы получили золотые медали за лучшие образцы мучной продукции.

Вопрос 5. При строительстве Царицынской сторожевой линии Петр Первый велел привлечь Слободские и Ахтырские казачьи полки, а также представителей Запорожского войска. Так в губернии появились представители этого этноса

  • белорусы
  • украинцы
  • поляки
  • буряты
ответ
украинцы — Взято из «Акимова Т.М. Поволжские чумаки: исторический очерк о поволжских украинцах

Вопрос 6. Значительная часть современных представителей этого этноса в Саратове происходит от беженцев, спасавшихся от гонений в Османской империи в Первую мировую войну.

  • грузины
  • армяне
  • азербайджанцы
  • болгары
ответ
армяне — В годы Первой мировой войны в Саратов и другие уездные города губернии хлынул поток беженцев. Среди них было немало армян, спасшихся во время геноцида в Османской империи. В январе 1915 г. под эгидой армянской национальной общины Саратова было создано «Армянское благотворительное общество», которое обеспечивало нуждающихся предметами первой необходимости.

Вопрос 7. Согласно данным губернского статистического отчета за 1913 год, из 236 тысяч саратовцев около 10 тысяч были тюрками-татарами. И селились они компактно, в долине реки Глебовки, ныне не существующей. А где протекала эта река?

  • по дну оврага у южного склона Соколовой горы
  • в районе поселка Увек
  • по Кумысной поляне
  • вдоль Сокурского тракта
ответ
по дну оврага у южного склона Соколовой горы — Глебучев овраг и Соколовая гора и сейчас являются местом традиционного проживания представителей татарской общины.

Вопрос 8. Одним из мифологических героев рождественских и святочных традиций поволжских немцев был этот персонаж, спутник Святого Николауса – в шубе наизнанку и разных валенках.

  • Куйгорож
  • Пельникель
  • Ашапатман
  • Бабай
ответ
Пельникель – или Пельцмеер, упоминается в различных источниках, это был ряженый, он мог быть переодет медведем в вывернутый овечий тулуп, меховую шапку, громадные валенки, опоясан железными дышловыми или плужными цепями, конец которых волочился по полу, производя лязг и шум. В руках у Пельникеля был пучок прутьев или длинная палка, в карманах – лук и чеснок. См. также: Статистический обзор Саратовской губернии за 1913 год. Саратов,1914.

Вопрос 9. Одним из занятий немцев-колонистов в 19 веке было производство сарпинки. А что это такое?

  • крендель из ржаной муки
  • особый сорт горчицы
  • хлопчатобумажная ткань
  • музыкальный инструмент
ответ
Сарпи́нка – лёгкая хлопчатобумажная ткань (холстик) полотняного переплетения, с полосатым или клетчатым рисунком. Уже со второй половиныXVIII в. в Сарепте стали вырабатывать хлопчатобумажные ткани, получившие устойчивый спрос на рынке. А к середине XIX века общий доход от производства сарпинки составил около 3 млн руб. В 1887 г. основано Товарищество промышленников сарпинских изделий.

Вопрос 10. Какой этнос по переписи 2020-21 годов является вторым по численности в Саратовской области после русских?

  • украинцы
  • евреи
  • татары
  • казахи
ответ
Примечание: Казахи традиционно проживают в саратовском Заволжье. Национальный состав населения Саратовской области, согласно последней переписи населения, распределён примерно следующим образом: русские – 2 120 369 (87.55%) человек, казахи – 74 837 (3.09%) человек, татары – 52 071 (2.15%) человек, украинцы – 41 414 (1.71%) человек, другие национальности (менее 0,5% каждая) – 133 204 (5.5%).

Ульяновская область

Вопрос 1. В 17-20 в. жители села Теньковка Карсунского района разговаривали на языке, который использовали только во время ухода из родного села на заработки (отходничество).
Назовите этот язык.

  • Шилвинский
  • Русский
  • Эрзянский
  • Язык жестов
ответ
«Шилвинский» язык вобрал в себя отдельные слова различных народов нашей страны.

Вопрос 2. Укажите, как называется село сегодня? Специалисты в области топонимики объясняют, что название данного села произошло от переселенцев, которые, пришли в эти края из села Теньки Казанской губернии. Старожилы же села рассказывают свою версию: текла в этих местах речка, которая, играя камушками, издавала мелодичный звук «теньк-теньк». Так ее и прозвали Тенькой, а впоследствии такое имя получило и село.

  • Тереньга
  • Терентьевка
  • Тетюшское
  • Теньковка
ответ
Теньковка — Название произошло от переселенцев, которые, по одной из версий, были из села Теньки Казанской губернии. Старожилы села рассказывают свою версию: когда-то в этих местах текла речка, которая, играя камушками, издавала мелодичный звук «теньк-теньк». Так ее и прозвали Тенькой, а впоследствии такое название получило и село Теньковка.

Вопрос 3. Назовите имя талантливого русского поэта, уроженца Ульяновской области. Он не любил сидеть на одном месте, всю жизнь скитался по России в поисках какой-то одному ему ведомой мечты. Главным смыслом его существования была поэзия, которая удивительным образом рождалась из простоты его бродяжьих будней. В народе его прозвали «карсунским Есениным». В 2007 году в Ульяновске была издана книга его стихов «Свет Родины», которая стала победителем конкурса «Симбирская книга» в номинации «Лучшее художественное произведение (поэзия)».

  • Николай Благов
  • Николай Михайлович
  • Василий Коробков
  • Анатолий Чесноков
ответ
Анатолий Чесноков родился 25 октября 1951 года в селе Теньковка Карсунского района Ульяновской области. Окончил филологический факультет Ульяновского педагогического института. Трагически погиб (сгорел в своем доме) в марте 2010 года. Похоронен в Теньковке.

Вопрос 4. Как назывался элемент одежды у народов Среднего Поволжья, который использовался нашими предками для защиты от сглаза, злых сил?

  • Бант
  • Оберег
  • Хлястик
  • Пояс
ответ
Оберег — Сарафаны носили обязательно подпоясанные. В народе пояс считался оберегом, использовался в обрядах, был ритуальным. На поясе также гадали о замужестве. Девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две такие осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что их желание выйти замуж сбудется.

Вопрос 5. До XIX века данный народ Поволжья предпочитал называть себя «боргарлы», «казанлы», «мослеман»

  • Татары
  • Мордва
  • Чуваши
  • Удмурты
ответ
Нынешние татары до XIX века предпочитали называть себя «боргарлы», «казанлы» или «мослеман» (мусульмане). Лишь в XX столетии слово «татары» окончательно превратилось в самоназвание народа

Вопрос 6. Кому принадлежат следующие слова: «Берегите семью: в семье-опора народа и государства. Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды…»

  • Леонид Яковлевич Агаков
  • Иван Яковлевич Яковлев
  • Михаил Николаевич Юхма
  • Авксентий Филиппович Юртов
ответ
Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля 1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния — 23 октября 1930 года, Москва) — просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель современного чувашского алфавита и учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист.

Вопрос 7. Укажите фамилию Героя России, окончившего школу-гимназию №1 города Ульяновска, Московское Высшее Пограничное Училище КГБ СССР, служившего в спецподразделении «Вымпел» ФСБ по борьбе терроризмом. Во время операции по освобождению заложников в школе города Беслан Республики Северная Осетия 3 сентября 2004 года он погиб.

  • Кузнецов Д.Е.
  • Николаев В.В.
  • Разумовский Д.А.
ответ
7 сентября 2004 года Дмитрий Разумовский был похоронен на Николо-Архангельском кладбище г.Москвы вместе с восемью другими сотрудниками спецподразделений «Альфа» и «Вымпел», погибшими во время контртеррористической операции в Беслане.

Вопрос 8. Укажите имя просветителя мордовского народа, автора первого эрзянского букваря. С 1883 по 1888 год он работал учителем в эрзянском селе Старая Бесовка, ныне Новомалыклинского района Ульяновской области.
Был зачинателем обучения на родном языке в мордовском селе. Широко привлекал детей к внеклассной деятельности по сбору произведений мордовского фольклора. Вместе с ними обходил мордовские деревни и села, пропагандируя книги на мордовском языке.

  • Леонид Яковлевич Агаков
  • Иван Яковлевич Яковлев
  • Михаил Николаевич Юхма
  • Авксентий Филиппович Юртов
ответ
Авксентий (Арсений) Филиппович Юртов, родился 20 февраля (8-го по старому стилю) 1854 года в семье государственных крестьян-эрзя мордовского села Калейкина Мензелинского уезда Уфимской губернии. Ныне это село находится на территории Альметьевского района Республики Татарстан. После окончания сельской школы поступил в Казанскую крещено-татарскую школу, а в 1872 году стал первым учеником-мордвином, только что открывшейся Казанской русско-инородческой учительской семинарии. Стоит отметить, что Юртов стал первым представителем мордовского народа в стенах этого учебного заведения, автором первого эрзянского букваря.

Вопрос 9. О ком идёт речь? Памятники этому общенациональному лидеру азербайджанского народа есть во многих городах Центральной Азии, в Грузии, в Румынии. Ульяновск не исключение. В 2008 г. в Засвияжском районе города Ульяновска также открылся памятник в его честь.

  • Г. Алиев
  • Н. Нариманов
  • Р. Бейбутов
  • М. Магомаев
ответ
24 ноября 2009 года в поволжском городе Ульяновске был торжественно открыт памятник выдающемуся государственному деятелю Гейдару Алиеву – человеку, который с честью служил и Советскому Союзу, и новому Азербайджану.
Памятник Гейдару Алиеву расположился на площади его имени в Засвияжском районе города – самом густонаселенном и активно развивающимся. Инициатива о его установке принадлежала лидеру местной азербайджанской диаспоры Исламу Гусейнову.

Вопрос 10. Укажите полное имя и фамилию татарского поэта-лирика, который вошел в историю татарской литературы как первый поэт-лирик. В 1824 году он стал имамом в родной деревне Ертуганово, где начал преподавательскую деятельность в медресе при мечети. В 2015 году в Ульяновске была проведена научно-практическая конференция, посвященная его творчеству.

  • Каюм Касыри
  • Бари Гафуров
  • Габдельджаббар Кандалый
  • Рустам Константинович Агишев
ответ
Габдельджаббар (Габделджаббар) Кандалый родился 5 ноября 1797 года в Ертуганово Ставропольского уезда Симбирской губернии в семье потомственного муллы Габдельмаджита Аль-Булгари, известного своими прогрессивными взглядами. На русском языке его стихи опубликованы в Антологии татарской поэзии (Казань, 1957год). В своих стихах он открыто писал о бесправии женщин, тяжелом труде крестьян, высмеивал невежественное духовенство, сочинял сатирические стихи, эпиграммы. Областной татарской национально-культурной автономией учреждена ежегодная литературная премия имени Г.Кандалыя. Г.Кандалый занесен в галерею знаменитых уроженцев Симбирско — Ульяновского края.

Всем хорошего настроения!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий