- Какую роль занимают навыки чтения в жизни школьника?
- Какие существуют нормативы чтения в 1 классе?
- Нормы техники чтения в 2 классе
- Нормы техники чтения в 3 классе
- Нормы техники чтения в 4 классе
- Какие характерные черты навыка чтения?
- Осмысленность прочтенного текста:
- Темп
- Правильность чтения
- Выразительность чтения
Какую роль занимают навыки чтения в жизни школьника?
Период перехода с дошкольного возраста в младший школьный знаменуется множеством насыщенных событий, которые являются частью познания окружающего мира ребенком. К таким насыщенным событиям можно отнести знакомство с миром образования, что подразумевает не только процесс социализации, адаптации к новой среде, правилам и требованиям, но и овладение навыкам письма, счета и конечно чтения. Именно эти навыки в сопровождении с развивающимися познавательными процессами являются средствами или инструментами нашего восприятия. Однако навыки чтения являются приоритетными при обучении в 1 классе, если ребенок не знает букв и ему тяжело соединять их в слоги, то школьный материал не будет усваиваться, как и не будет понимания выполняемых заданий.
Таким образом, чтение – это фундамент в построении дальнейшего обучения. Следует отметить, что перечисленные выше навыки относятся к познавательным универсальным учебным действиям (далее познавательные УУД). УУД – это способность субъекта, в нашем случае обучающего 1 класса, к развитию и совершенствованию посредством присвоения активного и сознательного социального опыты и совокупности определенных действий. Техника чтения относится к познавательным УУД и состоит из 2 частей:
- Смысловая – это то, как первоклассник понимает и осознает смысл прочтенного, может ли он своими словами объяснить или пересказать содержимое в тексте.
- Техническая, которая включает выразительность, темп читаемого текста, т.е. эта часть является инструментом, подводящим к пониманию и осмыслению текста.
Какие существуют нормативы чтения в 1 классе?
Как известно, в начальной школе принято проверять технику чтения и смысловую составляющую среди прочих предметов 1 класса, и при проверке навыка преподаватели используют установленные нормативы, в соответствии с которыми оценивают результат. Как правило, проверка навыка чтения приходится на конец первого и второго полугодия, а нормативы у каждого разные, а оценка зависит от конкретного количества слов. Отметим, что в РФ используется 5 балльная система, где значение баллов: 2 – плохо, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично, (с учетом того, что в каждой школе разрабатываются свои рабочие программы, то в скобках указываются повышенные требования).
Четверть | Оценка по словам 1 класс | |||
5 | 4 | 3 | 2 | |
1 | не проводится | |||
2 | 20 | 16-20 | 10-15 | 9 |
3 | 35 | 26-34 | 20-25 | 19 |
4 | 40 | 31-39 | 25-30 | 24 |
Техника чтения в 1 классе по ФГОС | ||
Оценка | I полугодие | II полугодие |
Чудо | > 20 слов | > 40 слов |
Здорово | 16-20 слов | 31-40 слов |
Замечательно | 10-15 слов | 25-30 слов |
Маловато | < 10 слов | < 25 слов |
На конец первого полугодия во многих школах результат может не иметь оценки, более того, техника чтения может не проводится.
Нормы техники чтения в 2 классе
Четверть | Оценка по словам 2 класс | |||
5 | 4 | 3 | 2 | |
1 | 45 | 35-44 | 25-34 | 24 |
2 | 55 | 40-54 | 25-39 | 24 |
3 | 65 | 50-64 | 35-49 | 34 |
4 | 70 | 55-69 | 40-54 | 39 |
Техника чтения в 2 классе по ФГОС | ||
Оценка | I полугодие | II полугодие |
Чудо | > 55 слов | > 70 слов |
Здорово | 40-55 слов | 55-70 слов |
Замечательно | 25-39 слов | 40-54 слов |
Маловато | < 25 слов | < 40 слов |
Нормы техники чтения в 3 классе
Четверть | Оценка по словам 3 класс | |||
5 | 4 | 3 | 2 | |
1 | 70 | 55-69 | 40-54 | 39 |
2 | 75 | 60-74 | 45-59 | 44 |
3 | 85 | 70-84 | 55-69 | 54 |
4 | 90 | 75-89 | 60-74 | 59 |
Техника чтения в 3 классе по ФГОС | ||
Оценка | I полугодие | II полугодие |
Чудо | > 75 слов | > 90 слов |
Здорово | 60-75 слов | 75-90 слов |
Замечательно | 45-59 слов | 60-74 слов |
Маловато | < 45 слов | < 60 слов |
Нормы техники чтения в 4 классе
Четверть | Оценка по словам 4 класс | |||
5 | 4 | 3 | 2 | |
1 | 90 | 75-89 | 65-74 | 64 |
2 | 100 | 85-99 | 70-84 | 69 |
3 | 110 | 95-109 | 80-94 | 79 |
4 | 120 | 105-119 | 90-104 | 89 |
Техника чтения в 4 классе по ФГОС | ||
Оценка | I полугодие | II полугодие |
Чудо | > 100 слов | > 120 слов |
Здорово | 85-100 слов | 105-120 слов |
Замечательно | 70-84 слов | 90-104 слов |
Маловато | < 70 слов | < 90 слов |
Какие характерные черты навыка чтения?
Существуют и иные параметры оценки чтения у первоклассника и до 4-го класса: осознанность, правильность, чтение простого слова не слогом, а именно одним словом, но со сложной слоговой структурой разрешается читать по слогам. Соответственно, критериями является: чтение по слогам или словом, выразительность, осознанность и наличие ошибок.
Как было указано выше, для оценки навыков чтения, проверяется техническая и смысловая составляющая. После того как ребенком был прочтен текст, преподаватель проверяет уровень понимания содержания текста с помощью вопросов по определенным характеристикам.
Осмысленность прочтенного текста:
- значение большинства слов в прямом и переносном смысле;
- значение каждого слова в предложении, и понимание логической связи в данном предложении;
- понимание основного смысла прочтенного текста.
Для того, чтобы оценить глубину понимания и восприятия текса принято учитывать предметный план и его смысл. К предметному плану относится понимание описанной автором обстановки, действующих лиц, диалогов, монологов, рассуждений, а смысл плана состоит в том, что именно этим хотел сказать автор и какую идею он пытался донести до читателя.
Темп
К темпу чтения относится беглость, это то сколько слов в минуту прочитал первоклассник, и зависит от способа чтения: плавного слога, слоговое с целостным прочтение слова, целыми словами, и группами слов. К сожалению, во многих программах можно встретить одинаковые нормативы, без учета индивидуальных возможностей, типа нервной системы, уровня познавательных процессов. Но существуют различия между обычными общеобразовательными школами, гимназиями и лицеями, где требования повышены, коррекционными школами с пониженными требованиями.
Правильность чтения
Многие школьники и даже взрослые люди при чтении допускает ошибки, и без этой проблемы не обходится ни одна проверка. Этот критерий заключается в том, что первоклассник избегает или допускает ошибки, такие как замены, пропуски, искажения, перестановки, повторы слова. Это происходит по различным причинам: непонимание смысла прочтенного, незнание слова, искажение восприятия текста, волнения, страха, стеснения, спешки или рассогласования процессов зрительного анализатора. Повторы происходят из-за того, что первоклассник поспешил при чтении или запнулся на слове, что чаще всего не является грубой ошибкой и не исключены случаи, когда у ребенка есть нарушения речи.
Выразительность чтения
- как умение заранее или вовремя распознавать знаки препинания и правильно использовать их;
- как высший вид чтения, когда с помощью распознаваемых знаков и интонации школьник передает смысл текста, свое восприятие и понимание.
В развитии выразительности чтения ребенку помогает эмоционально-оценочная лексика, которая напрямую связана с наличием эмоционального опыта и распознаванием своих эмоции, которые помогают принимать нужную интонацию при чтении.
Для более продуктивного и правильного занятия с контролем чтения, преподаватель может проводить специальные гимнастики и упражнения, которые помогут обучающемуся избавиться от волнения, страха и настроиться на работу. Эти упражнения можно найти на просторах интернета и помочь ребенку сосредоточиться на развитии навыка чтения.
Таким образом, мы видим, что чтение является базовым навыком, универсальным действием и крепким фундаментом без которого построение дальнейшего обучения невозможно.