Норма техники чтения 1, 2, 3 и 4 класс для детей

Какую роль занимают навыки чтения в жизни школьника?

Период перехода с дошкольного возраста в младший школьный знаменуется множеством насыщенных событий, которые являются частью познания окружающего мира ребенком. К таким насыщенным событиям можно отнести знакомство с миром образования, что подразумевает не только процесс социализации, адаптации к новой среде, правилам и требованиям, но и овладение навыкам письма, счета и конечно чтения. Именно эти навыки в сопровождении с развивающимися познавательными процессами являются средствами или инструментами нашего восприятия. Однако навыки чтения являются приоритетными при обучении в 1 классе, если ребенок не знает букв и ему тяжело соединять их в слоги, то школьный материал не будет усваиваться, как и не будет понимания выполняемых заданий.

желание детей уметь читать

Таким образом, чтение – это фундамент в построении дальнейшего обучения. Следует отметить, что перечисленные выше навыки относятся к познавательным универсальным учебным действиям (далее познавательные УУД). УУД – это способность субъекта, в нашем случае обучающего 1 класса, к развитию и совершенствованию посредством присвоения активного и сознательного социального опыты и совокупности определенных действий. Техника чтения относится к познавательным УУД и состоит из 2 частей:

  1. Смысловая – это то, как первоклассник понимает и осознает смысл прочтенного, может ли он своими словами объяснить или пересказать содержимое в тексте.
  2. Техническая, которая включает выразительность, темп читаемого текста, т.е. эта часть является инструментом, подводящим к пониманию и осмыслению текста.

Какие существуют нормативы чтения в 1 классе?

Как известно, в начальной школе принято проверять технику чтения и смысловую составляющую среди прочих предметов 1 класса, и при проверке навыка преподаватели используют установленные нормативы, в соответствии с которыми оценивают результат. Как правило, проверка навыка чтения приходится на конец первого и второго полугодия, а нормативы у каждого разные, а оценка зависит от конкретного количества слов. Отметим, что в РФ используется 5 балльная система, где значение баллов: 2 – плохо, 3 – удовлетворительно, 4 – хорошо, 5 – отлично, (с учетом того, что в каждой школе разрабатываются свои рабочие программы, то в скобках указываются повышенные требования).

Четверть Оценка по словам 1 класс
5 4 3 2
1 не проводится
2 20 16-20 10-15 9
3 35 26-34 20-25 19
4 40 31-39 25-30 24

 

Техника чтения в 1 классе по ФГОС
Оценка I полугодие II полугодие
Чудо > 20 слов > 40 слов
Здорово 16-20 слов 31-40 слов
Замечательно 10-15 слов 25-30 слов
Маловато < 10 слов < 25 слов

На конец первого полугодия во многих школах результат может не иметь оценки, более того, техника чтения может не проводится.

Нормы техники чтения в 2 классе

Четверть Оценка по словам 2 класс
5 4 3 2
1 45 35-44 25-34 24
2 55 40-54 25-39 24
3 65 50-64 35-49 34
4 70 55-69 40-54 39

 

Техника чтения в 2 классе по ФГОС
Оценка I полугодие II полугодие
Чудо > 55 слов > 70 слов
Здорово 40-55 слов 55-70 слов
Замечательно 25-39 слов 40-54 слов
Маловато < 25 слов < 40 слов

Нормы техники чтения в 3 классе

Четверть Оценка по словам 3 класс
5 4 3 2
1 70 55-69 40-54 39
2 75 60-74 45-59 44
3 85 70-84 55-69 54
4 90 75-89 60-74 59

 

Техника чтения в 3 классе по ФГОС
Оценка I полугодие II полугодие
Чудо > 75 слов > 90 слов
Здорово 60-75 слов 75-90 слов
Замечательно 45-59 слов 60-74 слов
Маловато < 45 слов < 60 слов

Нормы техники чтения в 4 классе

Четверть Оценка по словам 4 класс
5 4 3 2
1 90 75-89 65-74 64
2 100 85-99 70-84 69
3 110 95-109 80-94 79
4 120 105-119 90-104 89

 

Техника чтения в 4 классе по ФГОС
Оценка I полугодие II полугодие
Чудо > 100 слов > 120 слов
Здорово 85-100 слов 105-120 слов
Замечательно 70-84 слов 90-104 слов
Маловато < 70 слов < 90 слов
Оцените сложность норм чтения для 1-4 класса
Можно усложнить
50%
Нормально
50%
Надо упростить
0%

Какие характерные черты навыка чтения?

Существуют и иные параметры оценки чтения у первоклассника и до 4-го класса: осознанность, правильность, чтение простого слова не слогом, а именно одним словом, но со сложной слоговой структурой разрешается читать по слогам. Соответственно, критериями является: чтение по слогам или словом, выразительность, осознанность и наличие ошибок.

детское чтение

Как было указано выше, для оценки навыков чтения, проверяется техническая и смысловая составляющая. После того как ребенком был прочтен текст, преподаватель проверяет уровень понимания содержания текста с помощью вопросов по определенным характеристикам.

Осмысленность прочтенного текста:

  • значение большинства слов в прямом и переносном смысле;
  • значение каждого слова в предложении, и понимание логической связи в данном предложении;
  • понимание основного смысла прочтенного текста.

Для того, чтобы оценить глубину понимания и восприятия текса принято учитывать предметный план и его смысл. К предметному плану относится понимание описанной автором обстановки, действующих лиц, диалогов, монологов, рассуждений, а смысл плана состоит в том, что именно этим хотел сказать автор и какую идею он пытался донести до читателя.

Темп

К темпу чтения относится беглость, это то сколько слов в минуту прочитал первоклассник, и зависит от способа чтения: плавного слога, слоговое с целостным прочтение слова, целыми словами, и группами слов. К сожалению, во многих программах можно встретить одинаковые нормативы, без учета индивидуальных возможностей, типа нервной системы, уровня познавательных процессов. Но существуют различия между обычными общеобразовательными школами, гимназиями и лицеями, где требования повышены, коррекционными школами с пониженными требованиями.

ребенок учиться читать

Правильность чтения

Многие школьники и даже взрослые люди при чтении допускает ошибки, и без этой проблемы не обходится ни одна проверка. Этот критерий заключается в том, что первоклассник избегает или допускает ошибки, такие как замены, пропуски, искажения, перестановки, повторы слова. Это происходит по различным причинам: непонимание смысла прочтенного, незнание слова, искажение восприятия текста, волнения, страха, стеснения, спешки или рассогласования процессов зрительного анализатора. Повторы происходят из-за того, что первоклассник поспешил при чтении или запнулся на слове, что чаще всего не является грубой ошибкой и не исключены случаи, когда у ребенка есть нарушения речи.

выразительное чтение книги

Выразительность чтения

  • как умение заранее или вовремя распознавать знаки препинания и правильно использовать их;
  • как высший вид чтения, когда с помощью распознаваемых знаков и интонации школьник передает смысл текста, свое восприятие и понимание.

В развитии выразительности чтения ребенку помогает эмоционально-оценочная лексика, которая напрямую связана с наличием эмоционального опыта и распознаванием своих эмоции, которые помогают принимать нужную интонацию при чтении.

Для более продуктивного и правильного занятия с контролем чтения, преподаватель может проводить специальные гимнастики и упражнения, которые помогут обучающемуся избавиться от волнения, страха и настроиться на работу. Эти упражнения можно найти на просторах интернета и помочь ребенку сосредоточиться на развитии навыка чтения.

Таким образом, мы видим, что чтение является базовым навыком, универсальным действием и крепким фундаментом без которого построение дальнейшего обучения невозможно.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий