На осетинском языке говорят 570 000 человек, в основном в Российской Республике Северная Осетия-Алания и частично признанном государстве Южная Осетия. На нем также говорят в некоторых частях Греции и Турции. Кроме того, небольшие поселения осетин существуют в разных местах на Северном Кавказе. Осетиноязычное население также встречается в нескольких деревнях в центральной и восточной Анатолии (Турция), потомках беженцев, покинувших родную страну на Северном Кавказе в 1860-х годах.
Осетины — уникальная группа населения людей на Кавказе в двух отношениях. Во-первых, они являются единственной этнической группой, встречающейся как на северном, так и на южном склонах Кавказского хребта. Во-вторых, осетины относятся к индоевропейской языковой группе (принадлежат к иранской ветви этой языковой семьи), в отличие от своих кавказских соседей. Их язык, а также генетическая структура, подтверждают историческую связь с такими древними ираноязычными группами, как скифы, сарматы и их потомки аланы.
История осетинского языка
Языковыми предками современных осетин были аланские племена, которые, согласно греческим и римским источникам, эмигрировали из Средней Азии в земли к северу и востоку от Черного моря в начале христианской эры.
Осетинский, как и его аланский предшественник, на протяжении тысячелетий был отделен от родственных языков Центральной Азии, на которых говорят в не иранском окружении. У него сложились определенные характерные особенности, отчасти из-за влияния смежных языков (тюркский, кавказский). Это относится к словарному запасу, а также к фонетической и грамматической структуре. Что касается лексических заимствований, то влияние тюркских языков, по-видимому, было особенно сильным.
Диалекты
Осетинский язык разделен на две основные диалектные группы: иронский (ирон) в Северной и Южной Осетии и дигорианский (дигор) в Северной Осетии. У обоих есть некоторые субдиалекты: например, туальский, алагийский, ксанский и т. д. Диалект ирон наиболее распространен. Диалекты едва понятны друг другу. Оба восходят к довольно однородному аланскому протодиалекту.
Литературный и административный язык основан на ироне. Во всех основах дигор представляет собой более архаичную стадию развития; отношение диалектов может быть описано в терминах фокусного и маргинального диалекта. Инновации возникли в восточных областях вокруг Владикавказа, оттуда переходил на запад и юг.
Можно только догадываться о предыдущих диалектных различиях. Язык средневековых документов ближе к дигору, чем к ирону, но это, несомненно, связано с более архаичным характером этого диалекта. В словаре диалекты в значительной степени различаются, но в основном базовый словарный запас у них одинаков. По своей фонологической и грамматической структуре диалекты тесно связаны между собой, хотя в некоторых случаях морфологический материал, использованный в интонациях, различен. Эти различия могут отражать доисторические диалектные расхождения.
Классификация языков
Классификация осетинского языка как иранского, основывается, прежде всего, на обилии слов иранского или, в более широком смысле, индоевропейского происхождения, среди его основного словарного запаса.
Сходство осетинского с другими иранскими языками можно найти не только в основном словаре, но и в глубоких грамматических закономерностях языка.
Еще одна особенность, которая выделяет осетинский среди иранских языков и отличает его от языков коренных народов Кавказа, это отсутствие эргономичности — это характерно для индоевропейских языков, его морфосинтаксическое выравнивание имеет номинативно-винительный падеж.
Однако даже несмотря на то, что отношение осетинского языка к индоевропейской языковой группе, несмотря на значительные индивидуальные особенности, не вызывают никаких сомнений, его трехтысячное пребывание на Кавказе оставило неизгладимый след на различные аспекты языка, включая его словарный запас, произношение и даже грамматику.
Сходство между осетинским и другими языками Кавказа наблюдается лишь несколькими заимствованными словами или звуками и может быть также найдено в некоторых глубоких грамматических схемах.